А как по Волге ходит одинокий бурлак
автор Водолага Вадим
Затея о большой велогонке через всю страну, задуманная летом 2005 года, не умерла тихо в одиночестве, но однажды реализовалась и постепенно приобрела сторонников и продолжателей, пожелавших ее развить и увлечь других монстров, питающихся сотнями километров.
2004 - От шлагбаума до причала, 10423 км
2006 - 5 морей, 4973 км
2008 - Мурманск-Сочи, 3640 км
____ - Мурманск-Сочи, 4209 км
2009 - Мурманск-Сочи, 3434 км
2012 - Сороковой меридиан, 3605 км
____ - Сороковой меридиан, 2858 км
2013 - ТрансРоссия, 10487 км
____ - ТрансВолга, 3553 км
Поскольку магистралей за свою веложизнь наелся вдоволь, сразу заявил об участии, как только увидел маршрут вдоль Волги, предложенный москвичом Алексеем Пономаревым. Осталось подготовиться, выбить отпуск и добраться к месту старта.
Насчет подготовки сильно не заморачивался – катал, тренился и гонял как обычно. Из особенностей сезона был майский 2000-км пробег с полевыми ночевками, который закрепил 12-часовым 200-км марафоном с набором 6000 м. Так что к августу чувствовал себя хорошо, имея в ногах около 9 тысяч км.
Из трех великов выбрал самый тяжелый и неприхотливый – 10-кг титановый Rapid. Поставил свежие колеса, свежую резину Vittoria Rubino, убрал 53 звезду, подобрал кассету 11-24, установил лежак, навесил пару сумок, пару узких бутылок по 1,25 л и держатель для смарта.
Из фармы с собой было 2 регидрона, 8 гуаран, анальгин. 2 комплекта одежды, дождевик, спальник с москитной сеткой, 2 кв.м полиэтилена и тонкая подложка под ламинат. 5 камер, насос, монтажки, пара ключей. Также 2 задних фонаря, фонарик, пара зарядок и аккумуляторы. Ну и остальная походная мелочевка – мыло, станок, влажные салфетки и т.п. В компрессионный мешок запихал все спальное и теплую одежду, удачно привесил резинками под седло, остальное – по сумкам.
Отпуск пришлось именно выбивать, еще и за свой счет, ну да ладно.. На вокзале провожали одноклубники – Нильс, недавно отметивший победу на Чуйском тракте и ВалераШ, наш профорг. Также встретили Седу с пожеланиями победы. За разговорами незаметно прошел последний час, парни помогли погрузиться, последние напутствия и я вошел в салон. Не успел усесться, как позвонил Фима с хорошими душевными словами. Смски.. Так я покинул Ростов.
В Москву немного опоздали, еще и при выгрузке водилы потребовали полштуки за велик, немного поскубались, в итоге после «железнодорожного» приема – требования багажной квитанции – получил все бесплатно. Все уже ждали – сбор был в полукилометре. Организатор замечательно сделал, собрав всех у трех вокзалов и посадив в арендованный микроавтобус, который через 5-6 часов домчал нас к месту старта.
Прохладно, свежо.. Я с Алексеем из Архангельска поселились в недорогой гостинице провинциального Осташкова, где после закупок в Магните отужинали, искупались в бане, собрались, уложив все вещи самым компактным образом, прицепили красивые ламинированные стартовые номера и завалились спать в номере, над которым висела голова кабана. А над соседней дверью - голова лося. Но мы еще не заслужили спать в том номере, как сказал Лёша.
День первый
Утро.. Еще бы поспать.. Позавтракали, поехали к стеле у въезда в город. Туман, +12. Стартовая фотко и в 8-00 старт. Запускаю страву. Ну, с Богом! Поехали!
Я уже разогретый, воздух плотный, через пару минут ложусь на лежачок и потихоньку обхожу нашего организатора, скорость сама собой возрастает – покрытие пока хорошее. Едем пока едется само! Вскоре скинул ветровку-дождевик, свежий воздух обнял меня, север все ж.. Тут и цвета другие – зелень, синева, вода, долгие восходы и закаты, контрасты, тени, раздолье для фотохудожников.. Так и докатил незаметно до Ржева, минуя по пути пару разбитых участков шоссе – сколько их еще будет. 6 цифр в смске на шлюз – номер КП и время, взгляд на среднюю – о, 31, нормально, едем дальше.
Выезжаю из Ржева, дорога опять ухудшилась, колдобины и продольные трещины, я на них скачу, обгоняя местных парней, девчат и женщин на великах. Сегодня суббота, наверное на базар-с базара с корзинками-мешками едут. Иногда мое подседельное хозяйство смещается, несколько раз приходится останавливаться, нервничаю – как же оно дальше все будет держаться. Дорога то лучше, то хуже. Еду, думаю.. После очередной остановки и перекуса перекладываю содержимое подседельной сумки в освободившиеся места и без сожаления выкидываю ее. Привязываю компрессионный мешок чуть по иной схеме к седлу, вот теперь все наглухо держится!
Чёрт. Наверное случайно прижал кнопку смарта передней сумкой из-за этих переделок и он перезагрузился, хорошо хоть страва сразу спросила – сохранить ли последний трек. Жаль, я хотел писать всё от сна до сна.. Ну ладно, тогда придется разделить на пару частей. Опять ставлю на Record.
Доехал до Твери. Смарт на подзарядке в сумке, поэтому посматриваю на указатели, пару раз уточняю у местных направление на нужный мост, в итоге все равно промазал. Но быстро сориентировался, продолжил в правильном направлении. Отправляю вторую смску. Еду, обдумываю как обезопасить себя от подобных сбоев в навигации, а дорожка-то всё стелится, ну и я на лежачке лежу.. Ветер вроде как несильно мешает, может даже чуть помогает, значит сегодняшний план доехать до Кимры и заселиться в забронированную гостиницу удастся воплотить. Замечаю, что проезжаю вслед за недавно прошедшим дождем – разок, потом еще разок. После Твери и ее окрестностей дороги пустые, еду, наслаждаясь свежим воздухом, но пока еще не очень привык к прохладе и задумываюсь, как же спать на природе, если вдруг придется – холодновато мне после наших ночных +30, да и влажновато тут с туманами и росой..
Еще не полностью опустились сумерки, как я въехал в Кимры и подъехал к гостинице. У женщины-администратора сегодня первый рабочий день, она, видя мое уставшее лицо и узнав что через пять-шесть часов я должен уехать, очень старается поскорее меня поселить, но то ключ не находится от одного номера, то в другом оказываются девушки-фигуристки.. Наконец, нашелся трехместный с двумя свободными кроватями, вселяюсь. Я получаю инструкции - где душ, где кухня, где брать посуду и что через полчаса закроется ближайший магазин, оформление оставляем на потом.. Закупаюсь, ставлю варить обед-ужин марафонца, купаюсь, бодяжу порцию макарон, говядины и кетчупа, соответствующую сегодняшнему километражу, заедаю хрустящим луком и помидорами.. На кухне меня расспрашивают, что и как, куда-откуда, рассказываю все, что вспоминаю. Удивительно, что среди прочих задается вопрос, ответ на который я знаю назубок - в честь чего проходит такая гонка-марафон? "Веломарафон ТрансВолга-2013 посвящается 130-летию велоспорта в России" (из Положения). С администратором оформили все дела, упоминаю вскользь, что может приехать еще один марафонец, но честно говоря, не ожидал что Леша сможет сделать такой марш-бросок на байке. Через два часа после вселения отрубаюсь, чистый, сытый, довольный и сонный.
362 км, Осташков-Ржев-Тверь-Кимры
День второй
Ненадолго. Через три часа сквозь сон вижу мечущийся фонарик, приглушенные голоса, догадываюсь что Леша все-таки доехал. Пока мой коллега купался, я ощущаю, что сон пропал, да и вроде чувствую себя отдохнувшим. Да это же мой шанс! Все к лучшему! У меня ведь на сегодня план еще более грандиозный, в который я даже не особо верю, но попробовать попробую.. Встаю, собираю вещи, завтракаю остатками богатырского ужина. В номере встречаемся с Лешей, он конечно подустал прилично.. Говорю, что уже уезжаю делать план по километрам и он желает мне удачи. Прощаемся, жмем руки, больше ни с кем из наших участников я ни разу не увиделся.
Еще нет четырех утра, но мой фонарик режет ночь, ослепляя редких полуночных водителей. Наступает второй день марафона. По плану у меня на сегодня 437 км.
Вчера я наяривал по Тверской губернии, сегодня же предстоит посетить друг за другом аж пять областей – Московскую, опять Тверскую, Ярославскую, Костромскую и Ивановскую, добравшись в итоге до Шуи, где меня опять ждала забронированная гостиница. Вообще говоря, по намеченному плану я заранее разыскал и забронировал гостиницы, предполагая ежедневный вполне посильный километраж и отдых в цивилизации. Вот только второй день пережить бы.. Желание иметь после очередного трудодня горячий душ, крышу от осадков, отсутствие комаров, мягкую постель в тепле - перевешивало не очень удачный опыт первой ночевки. В Кимры я прибыл в 21-14, выехал в 3-55. Вне движения 6 ч 40 мин, а реальный отдых, сон, – всего лишь 3 часа. Непрактично и столько времени впустую, ведь расценивал мероприятие всё же как марафон и гонку, а не туристический пробег..
В утренних сумерках пересек кусочек Московского княжества, ведь Волга и там протекает, ну а мне ж надо вслед за ее водами двигаться. Значит опять в Тверскую, и затем на север. После Калязина в Углич - приятный такой провинциальный городок и на Ярославль-Кострому. Вокруг все елки да палки, топи да болота, скорее неживые чем живые деревушки, пустые дороги, на которых так сладко засыпается после недосыпа. Прохладное северное лето просто не могло не облить меня дождями, так что утро началось в туманах, день в ливнях, вечер в лужах и потоках, вперемешку с иногда разбитыми дорогами. Впрочем все это не мешало мне вполне укладываться в План.
В надвигающейся темноте несусь по лужам третьестепенного шоссе, лавируя между ямами. Сегодня был мокрый световой день, но я уже немного подсох среди стопроцентной влажности, и это пока единственное утешение. Страва оторопела от накопленных данных и андроид стал подвисать, от греха подальше решаю стопануть и записать трек. После семнадцати с лишним часов почти беспрерывного движения с минутными остановками за сникерсами и до лесу, в голове тлеет лишь одна мысль-вектор - ну всего полтинничек остался, сороковник и всё!, ну давай брат тридцатник с фарой дотяни. Впереди опять грозовой фронт, молнии, раскаты грома. Совсем не хочется опять окунаться в хляби небесные, отмечаю взглядом промелькнувшую остановку, если там не нагажено - можно спрятаться от дождя. Кручу дальше, уже совсем темно, фара выхватывает указатель с оригинальным названием хуторка - Ярлыково. Как только проезжаю, в шлем стучит дробь капель. Эх! Разворачиваюсь, несусь обратно, до остановки далеко. Справа что-то большое и черное. Подсветил, о, высокий навес для зерна или с/х техники, годится!
Через огромные лопухи и заросли какого-то полутораметрового чертополоха (по подсказке Алексея - скорее всего, это был борщевик) пробираюсь к Крыше, чуть не теряя цепляющуюся поклажу и расцарапав щеку злыми колючками. Потом почти весь день был как с флюсом. Под навесом.. ну.. почти сухо, вверху все ржавенькое, и много струек воды, но два сухих квадратных метра все же нашел. Правда, потом среди ночи при второй или третьей грозе пришлось вскакивать и опять перебираться на еще более скромную жилплощадь.
Да.. не шмогла я.. Ну ничего, зато ноги вроде не забил, четыре сотни за день разменял, сам почти сухой, крыша какая-никакая есть. Время не очень позднее, начало одиннадцатого, остается умыться и завалиться спать в теплый спальник.
407 км, Кимры-Углич-Ярославль-Кострома-Тимошиха
День третий
Будильник разбудил меня в 4, но я дал слабину и встал в 6, а выехал еще через 45 минут. И опять лужи, ямы и дорога-коридор. Доезжаю до оживленного перекрестка, думаю – ну вот, наконец начнется какое-то движение, смотрю на смарт – ан нет, мне прямо, опять в лес. И все равно - здорово, что Алексей построил маршрут между большими городами по таким вот пустым дорогам вместо прямолинейных шумных и загазованных скоростных магистралей. Вчера закончилась деревянная Россия - на марафонах Мурманск-Сочи заметил что преобладание деревянных строений заканчивается примерно на широте Ярославля. Город невест остался где-то справа, а я доехал до Шуи, в очередной колонке набрал воды, закупился в магазине, сразу перекусил и поехал дальше по примерно стокилометровому участку, знакомому с 2008 года. На сегодня из больших событий ожидается лишь пересечение всего Нижнего Новгорода - самого большого города на маршруте ТрансВолги, пятого по численности в России.
Рельеф немного стал оживляться, но лишь самую малость, а вот по мере приближения к правому берегу Волги становится все интереснее. Пик веселья начался в самом Нижнем - вдруг, после трехдневного засыпания на равнине, такие хорррошие спуски с обгоном маршруток, приличное покрытие и достаточная ширина городских шоссе позволяли разгоняться за 80 без моих телодвижений, тем более куда там мне с моей единственной звездой на 39. Да и подъемчики показались не особо тяжелыми - видимо потому что ветерок после Чкаловска уже начал помогать движению, и я с упоением стал вкручивать. Однако очень длинным оказался веселый мегаполис Нижний, всё никак не заканчивался. После водной преграды в виде Оки, веселье также продолжилось с упорного вытягивания себя на крутой подъем. Даже пешочком немного прошелся - 24 звезды чуток не хватило. Только очень жаль что страва сбойнула когда я, взбодренный холмами, включил плейер и неожиданно потерял рельефный трек второй половины дня. От досады не стал писать остаток дня..
Так вот в Нижнем закончилась первая тысяча марафона, чуть меньше чем за 58 часов. Очень хорошо, что не на унылой объездной - хотя такую возможность организатор тоже указал в легенде. Напротив города-спутника Кстово, на остановке у перекрестка посидел, разминая прилично нагруженные ноги, перекусил. Неспеша поехал дальше по маршруту, отдаляясь от крутого берега Волги. Но рельеф никуда не делся.
Потихоньку смеркалось. В наступившей темноте я оказался один на один с комбайном, который ехал на приличном отдалении примерно с моей скоростью и наверное понемногу приближался. И всё бы хорошо, но он, гад, светил в оба конца своими дальнобойными прожекторами! Как только я поднимался на очередной холм, и свет от спускающегося механизма пропадал - я видел Вселенную. Это были сильные впечатления. Луна только-только начала расти и практически отсутствовала как светильник, вокруг темень - хоть глаз выколи. Не обращая внимания на свою фару и, слава Богу, хорошую без ям дорогу, я таращился в зевнувшее Небо. Не припомню, когда еще мог видеть такое количество звезд. Наверное когда-нибудь где-нибудь на Кавказе, вдали от цивилизации, смога и огней. А уж сколько было метеоров.. Персеиды еще не достигли пика, но мне досталось прилично - желания очень скоро закончились и я просто бездумно наслаждался зрелищем, открыв рот.
Наконец этот медленный гремящий агрегат меня обогнал и вскоре куда-то свернул, в наступившей тишине ночи я почувствовал себя одиноким, шея от созерцания Выси затекла, навалилась усталость.. И на вершине одного из холмов возле хуторка Вармалей под крышей остановки я залег на скамейке, облачившись в спальник. Понимаю, что сегодня получился небольшой километраж - поздний выезд, потом холмы, подуставшие ноги. Вчера до запланированной гостиницы в Шуе не доехал 30 км, сегодня до ночевки в Сергаче - уже 100 км. Но ничего, три дня прошли, адаптация все расставит по местам. Главное не переусердствовать в своем желании прыгнуть выше головы. Посплю, и отдохнувший поеду дальше. Всё хорошо.
327 км, Тимошиха-Шуя-Нижний Новгород-Кстово-Вармалей
День четвертый
Проснулся в 4 по будильнику. Ночь была не особо комфортной - остановка немного продувалась прохладным ветерком и я подзамерз. Кряхтя от сковавшего тело холода, вылез из спальника, съел пару сникерсов и тронулся в путь. За четыре часа довольно легко доехал до Сергача, сделав первую сотню км.
Если первую пару дней западный ветер временами помогал, то теперь после гроз он постепенно менялся на северный и часам к 9 утра усиливался до такой степени, что гнул ветви. Ладно бы, если бы ехать пришлось по дороге-коридору, но из лесов уже вроде как выехал, и на открытых участках приходилось упираться. Так что вторую часть дневного маршрута ехал с остановками и перекусами, сказывалась усталость и легкий недосып. Отлежавшись на очередной остановке, принимался бороться с набравшим силу ветром, проверяя свою аэродинамику.
К обеду въехал в Чувашию, еще часа через три добрался до Шумерли, в первом же магазине набрал колбасы, сникерсов-баунти и сок. Всё это еще лезло в меня, да и силы вроде появлялись. На пустых дорогах незаметно прошел день. К восьми вечера выбрался на цивильное (из г. Цивильска) шоссе, прокатился с ветерком до нужного поворота и, о Боги, туда ли я еду?? Однако синяя линия упорно ведет туда, где дороги нет, сквозь убогую чувашскую деревушку. Кручу по инерции, соображая - как же это ночью по таким грунтам-загогулинам буду ехать. Доезжаю до заброшенной автобусной остановки, пока отдышался, оделся, поел-попил - наступила полная темнота. Включил фонари и двинул по маршруту. Ну а что делать, Алексей решил разнообразить нашу дорогу к Каспию.
Вскоре, однако, меня ожидал въезд в Татарию и как следствие - ровнючее асфальтированное полотно, похоже что бывшая бетонка. Ну так это совсем другое дело. Ночная прохлада взбодрила, перекус вовремя сработал, ветерок улёгся и я, пусть и из последних сил, принялся вкручивать по пологим и безлесным татарским холмикам. Внизу - туман, вверху - потеплее, значит и остановку будем подыскивать повыше. Вскоре такая приглянулась, еще и хорошо закрытая от всяких ветров, и лавка на ней широкая, и даже не нагажено. Вот чудеса. Несмотря на рельеф, ветер и в целом нелегкий день, удалось накрутить за 360 км.
364 км, Вармалей-Сергач-Шумерля-Старые Чечкабы
День пятый
Наступает очередной день Сурка - 4 утра, продирание глаз, перекус, выезд в сумерках, встречняк на лежаке.. Скорей бы уже Казань, после которой наконец на юг. Хотя уже стал привыкать к прохладе, все равно хочется тепла и солнца. Ага, думаю, дома так не сказал бы при +35..
Силы как-то быстро иссякают, шоколады и прочая сухомятка уже не вставляет. Чем ближе к Казани - тем чаще вдохновляюсь видениями больших и потрясающе вкусных кафешных блюд - тех, которые я скоро закажу. И наконец, справа возникает кафе, по всем признакам популярное среди водил. Захожу, увидев натюрморт готовых блюд, делаю заказ на полтыщи, закатываю велик и умываюсь горячей водой.. Осанна! Четыре дня всухомятку, хватит!
Неспешное пересечение Волги, хорошие дороги. Нет, великолепные дороги! Въезд в третью столицу произошел вместе со сменой ветра на почти попутный, и я уже в нетерпячке и предвкушении скорости - такой долгожданной, что чуть не пропустил поворот с видом на Кремль. О, этот пейзаж заслуживает остановки. Мощно, красиво! Центр, фонтаны, проспекты, клумбы, все увиденное свидетельствовало о хороших вложениях перед Универсиадой. Еду, наслаждаюсь, вдруг меня обходит байкер. Ну и ну, я в растерянности. Вскоре собираюсь с силами, догоняю и протыкаю его на скорости под сороковник и удовлетворенный пилю дальше. Однако километров через пять он опять меня обгоняет, но теперь мы уже просто улыбаемся друг другу) Потом его встретил на обратном пути, километров через десять, помахали руками. Подумалось - может это был скрытый контроль организатора. Город заканчивается и я снова занимаюсь своим обычным времяпрепровождением - вкручиванием по загородному шоссе. Ветерок в бок и в спину, продолжаю впитывать обильный завтрак и гоню на Юг.
Длинный мост через Куйбышевское водохранилище, скорость под 30, дорога отличная. Слева мелькает Алексеевское - все никак не мог найти там работающую гостиницу, даже рассматривал вариант ночевки (при форс-мажоре или неблагоприятных погодных условиях) чуть ли не в приюте при монастыре.. Как далеко я теперь от этих планов и мыслей, на природе вполне высыпаешься, главное потеплее одеться и не впустить комаров под москитную сетку. Как гласит марафонская мудрость - если вам неудобно спать, то вы еще не хотите спать. При этих словах всегда вспоминаю самый первый Кавказский Тур - шестисотку с двумя бессонными ночами. Утро третьего дня, полтыщи км горных дорог за спиной, подъем в Гумбаши, дождь, ложусь на мокрый асфальт и сплю. Пять минут и приходится чертыхаться на заблудивший в горах жигуль. Как только он проскакивает - ложусь снова и досыпаю..
Однако сейчас мы не в горах, а в Татарии, и едется просто само собой. Скорость за 30 и двойной эффект от мясных блюд и попутного ветра создает эйфорию. На этой волне заскакиваю в кафе в последнем татарском селении, заряжаю и мобилу и себя. Был бы я тут попозже - наверняка остановился бы переночевать-искупаться, ребята из соседнего региона заранее здесь побывали и пробили такую возможность, даже гарантировали нам скидку как дальнобойщикам. Но по моим собственным правилам, пока ветер дует - надо ехать. Я и рванул в Ульяновскую область за приключениями на сон грядущий.
Долго ждать не пришлось, аккурат к началу темноты. Это потом уже узнал, что в Ульяновской области есть только 8 км нормального асфальта. А сейчас из Татарии летел на всех парах, надеясь опять приблизиться к четырем сотням за день. Вдруг отличная дорога кончилась и начались ямы, потом асфальт вообще стал почти незаметен, скорее укатанная земля и лужи. Быстро темнело и холодало, я был в дневной одежде, без фары. Следовало бы остановиться, одеться, включить свет, но я был разгоряченный и на руках принялся сигать из стороны в сторону, объезжая лужи и выкатываясь из крупных ям. В принципе, для границ двух субъектов РФ такие дороги ожидаемы, но что-то больно уж затягивается эта скачка. Редкие машины едут медленно, на двух колесах получается быстрее. Включил задние фонари для обозначения себя, посматриваю на смарт - где-то будет поворот, который надо не проскочить, после Старой Сахчи, кажется. Ага, были б еще обозначения, а то висят какие-то ржавые щиты, подсвечивай тут каждый..
Добираюсь до перекрестка. Впереди знаки - кирпич, дорожные работы. Справа хорошая дорога и указатель - на Димитровград. Маршрут идет прямо, хотя там ям еще больше. Смотрю, одна фура, вторая, повернули направо. Потом еще и легковушка, ринувшаяся под кирпич, развернулась и поехала вслед за фурами. Оделся, стал лазить по маршруту в смарте, рассматривать продолжения дорог. Вроде эта правая дорога приводит в конце концов куда нужно, но как-то рановато она сворачивает. Мечусь туда-сюда. Хочется проехать именно по общему маршруту без всяких импровизаций, но и в ямы опять лезть не хочется. Поехал направо. Через километр-два начались такие же ямы, только еще с рельефом и гравием. Вот же попал, блин, и всё в ночь.
Но ничего, пара-тройка часов блужданий по холмам, грейдерам и ямам, среди лесов и знаков "Дикие животные" вывели меня в град Дмитрия, который я проехал насквозь. Пока думал - селиться ли в одну-другую гостиницу - они закончились, соображал я уже туго, с зависаниями. В итоге отъехал от города километров пять, с боков две стены леса. Совершенно не соображаю, где буду ночевать. Влажность потрясающая, холодрыга, туман, пар изо рта. И тут попадается едва заметный отворот, ведущий, оказывается, к беседке для автотуристов - крыша, две скамейки и стол. Расстелился я на самой широкой лавке, то бишь на столе, надел на себя все что было, и заснул коротким 4-часовым сном.
358 км, Старые Чечкабы-Казань-Базарные Матаки-Димитровград
День шестой
Что есть крыша, что нет ее, кажется что весь воздух состоит из одной только влажности. Как обычно, в пять часов уже кручу педали, выезжаю из лесов к лугам, встречаю рассвет. Спустя часа полтора на встречке вижу шоссейника, машу рукой, а он окликает меня по имени. Оказывается, Сергей из соседнего города Чердаклы выехал одновременно со мной, чтобы встретить и проехаться вместе по маршруту перед работой. Я очень рад, оживляюсь, еще бы – первый человек за почти неделю, с которым веду общение длиннее пары общих фраз, еще и «наш» человек! Мой сегодняшний напарник в детстве гонял, и вот спустя пару десятилетий вернулся к спорту, сразу же сделал серию супермарафонца, в том числе шестисотку за неполные сутки. Еще и по здешним дорогам! Кстати, с дорогами здесь всё совсем плохо, едем-скачем по бывшей бетонке. Впоследствии отметил определенный ритм: Ярославль - отлично, Иваново - плохо, Нижний - замечательно, Чувашия - неважно, Казань – великолепно, Ульяновск – мягко говоря, терпимо, Самара – превосходно, Саратов – невыносимо, Волгоград - аналогично, Астрахань – уже не важно. В общем, теперь я понял, почему до сих пор продолжают делать УАЗы – чтобы не строить дороги. Или наоборот, дороги не строят, чтобы продолжали покупать УАЗы.
Проезжаем родной город Сергея, рассматриваю самолет на въезде, мой попутчик рассказывает историю его появления. А также узнаю много интересного об окрестностях. Так за разговорами продвигаемся к областному центру, транспорта становится побольше, тем более что идет повторный ремонт полотна и половина дороги перекрыта. Там, где поровнее, начинаю немного разгоняться, после впитывания утренних сникерсов чувствую силы. Однако со временем замечаю новые неприятные ощущения – правую ногу внутри иногда как током бьет. Этот факт меня сильно напрягает, пытаюсь вчувствоваться и определить причину такого довольно резкого изменения состояния. На этой фазе подъезжаем к Президентскому мосту через Волгу (есть еще и другой, Императорский), здесь у нас запланировано расставание. После двух часов совместной езды мы прощаемся, я медленно и печально продолжаю ковылять в сторону крутого правого берега. Здесь Волга разлилась во всю ширь, смотря направо - совершенно не видно берегов.
Кое-как поднялся с моста в город. Теперь я взволнован не на шутку, иногда от пронзительной боли непроизвольно вскрикиваю. Остановившись в удобном месте для переодевания, замечаю что при ходьбе совершенно не чувствую ничего необычного, стою тоже спокойно. Еду дальше и делаю вывод, что виной стала немного расширившаяся нарамная сумка, вещи в ней несимметрично сместились на правую сторону. Доехал до попавшейся на пути столовой, там умылся, плотно и дешево поел (каждого блюда по две порции), переуложил вещи в сумке, покатил дальше. Спустя час-два эффекта не ощутил, решил временно сумку эту снять и привязать к лежаку. Поскольку ветер стал попутным и заметно усилился, лежак пока не использовался. Вот только когда я заплутал (сумка прикрыла смарт, пропустил нужный поворот и въехал в тупик) и пришлось 10 км вкручивать против ветра – тогда пожалел о невозможности улечься как можно ниже и уже. Заодно подумал о Леше на байке - каково ему преодолевать без нижней посадки подобный мордодуй на разных участках маршрута.
Ближе к обеду на пути моем встали Сенгилеевские горы – весьма холмистая красивая правобережная местность-заповедник, которая опять стала приятным разнообразием и одновременно очередным испытанием сил, которые незаметно, но все же исчезали. После поселка Сенгилей, возле которого произошло пересечение отметки 2000 км за 127 часов, холмы остались, а вот асфальт исчез. Понятно, экономят на окраинах, значит вскоре опять будем въезжать в другую область. Вверх-вниз среди лугов, неспешный ход, мужик, вышедший из жигуля до ветру на самой вершине холма.. Эх, распахнись душа, оглядись на просторы родной страны, освежись ветром Поволжья..
Приятная укатанная ульяновская грунтовка вместе со спуском плавно перешла в еще более приятный самарский асфальт. Душевно так едется, об утренней проблеме стал забывать, на дорогах пусто, ветерок поддувает, можно сильно не напрягаться. Ну гонка, ну марафон, ну и что, мне вот больному передохнуть надо, чтобы ногу окончательно отпустило. Неудивительно потом, что сегодня получился самый маленький дневной километраж. Вечереет, надо бы пожевать чего, а запасы все закончились. Проезжаю один поселок, другой, поблизости не видно открытых магазинов. Неужели придется пилить, как когда-то на северах – с утра без еды и с поллитром воды, 200 км.. Однако встретился незакрытый магазинчик, успел взять пряники с начинкой, колу и бананы. Перебить голод хватит.
Спокойное состояние нарушилось вместе с выездом на М5. Ненакатистый крупнозернистый асфальт, отсутствие разметки, невнятная обочина, сумерки, ветер в бок-лицо, шум и грохот. Федералка. Ну что ж, значит еще одно разнообразие, чтобы было с чем сравнить. Едется тяжело, приближаюсь к полуострову – одной из самых аномальных зон России. НЛО не видать, зато впереди ремонт и перекрытая половина дороги. Пускают попеременно с большими разрывами. Пробираюсь среди смердящих фур в два ряда, моя фара, словно чувствуя состояние хозяина, вдруг начинает часто перескакивать с режима на режим, и чаще всего зависает на стробоскопе или SOS. Мне неудобно, водилы, видя в зеркала слепящий строб, начинают резко подвигаться в тесных рядах, и всё из-за какого-то сбрендившего велосипедиста. Я конечно, благодарен фаре за солидарность, но лучше б она просто светила. Разболелась голова, проехал пробку, выпил анальгин, иначе совсем свалит. Вроде уже и разогнаться можно, но на ночной скоростной трассе неуютно, даже с двумя задними фонарями. Решаю продолжить движение рано утром, а сейчас залечь. Особо не церемонюсь – просто спускаюсь в большой кювет и раскладываю свою походную постель, полная темнота, меня не видно, шум беспокоит мало, так как прилично устал. До четырех осталось пять часов..
321 км, Димитровград-Ульяновск-Сенгилей-М5
День седьмой
После будильника залез поглубже в спальник, досмотрел сны, вскочил в шесть, моментально собрался и выехал. После Тольятти в 8 утра быстро позавтракал в кафе, в 11 был в Самаре, в которой понравились широкие и качественные дороги. Без лишних остановок рванул на юг, ветер уже набрал силу и я старался от него не отставать.
Солнце припекает, на трассе частенько вижу бахчевников-продавцов. Ощущая, что после раннего завтрака желудок уже просит добавки, в два часа дня остановился возле одного из них и попросил подобрать небольшой арбуз 4-5 кг. Добрый мужик сказал, как отрезал – не, эти не надо, я тебе вот этот дам. Мне досталась арбузиха 9+ кг. Немного опешив, поблагодарил, дал полтинник и отъехал за поворот в тенёк. О, это был праздник живота. Половину я смог одолеть сразу, еще четверть пошла под нож после некоторого раздумья и сосредоточенья. Потом пришлось прилечь, наскоро соорудив себе лежанку, и увидеть пару коротких снов. И наконец победный финиш – за час я съел весь этот арбуз! Какая вкуснотища была!!! Прежний рекорд был установлен пять лет назад по ту сторону Волги – 8 кг.
На почти 150 км между двумя КП у меня ушло почти 6 часов, и это вместе с арбузным часом. Чувствую, что наконец прогрелся и раскатался, скоростью был очень доволен – за 30. Но со въездом в Саратовскую область дороги изменились и темп мой поубавился. После Пугачева сесть в седло стало почти невозможно – тогда очень быстро отобьешь пятую точку и дальше будет еще хуже, даже с проверенным походным седлом Trans Am (я его называю Трансамерика). Так и ехал на руках часами, прыгая по латкам, трещинам, наплывам и ямам. Не предполагал, что таким способом мне придется ехать еще двое суток и, навскидку, не менее семисот километров. Однако человек ко всему привыкает, говорят..
К очередному КП – Балаково подъезжал в темноте, наблюдая красивую ночную панораму. И опять, как когда-то с комбайна, мне долго светили в глаза дальнобойные желтые прожектора, в этот раз с каких-то масштабных строек. Зато возле этого городка разительно улучшился асфальт, что и повлияло потом на мое решение катить дальше, а не заселяться в гостиницу. Заскочил на всякий случай в одну - мне показали единственный номер, оставшийся к ночи свободным, душный, узкий, без единого окошка, с двухярусными кроватями. Не вдохновило, на природе как минимум воздух свежий.. В другой отчего-то заломили цену, в третьей цена оказалась еще больше. Я оставил затею с гостиницами и поехал куда глаза глядят, хотя все равно ничего не видно, кроме пучка фары.
Докатил до кафешки, где в полночь добрая женщина с дочерью меня накормили до отвала, расспросили с пристрастием, наверное и спать уложили бы. Но видимо мне все-таки суждено было сегодня сделать дневной рекорд по километражу и ночное пустое шоссе ждало меня. Вскоре, почувствовав, что глаза слипаются, возле остановки и поворота на Горино в час ночи я закончил седьмой ходовой день.
408 км, М5-Тольятти-Самара-Ивантеевка-Балаково-Горино
День восьмой
От северных широт я отъехал уже прилично, поэтому светает позже, вот и выезд мой опять в шесть. Через час приезжаю в большую гостиницу-кафе. Спрашиваю администраторшу, нельзя ли где-нибудь принять душ. Она отводит к кочегару Коле, который за скромные пятьдесят рублей позволяет осуществиться моей мечте, я купаюсь, бреюсь, стираюсь, а также заряжаю все свои электронные гаджеты, ну а Коля покупает себе блинчики к утреннему чаю. Затем с прекрасным настроением и я отправляюсь на второй этаж поедать множество вкусных блюд. Хорошее место!
Утро замечательное, неделя пути и 2500+ км позади. Еду освежившийся, на лежаке сохнет одежда, всё прекрасно. Вот только дороги были б получше.. Всё левобережье Волги ниже Самары осталось в памяти как памятник веломазохизму. Конечно, случались места с недлинными участками свежего асфальта, но только уляжешься, только разгонишься, только-только отпустишь вожжи, как опять скачки стоя.. Удивляюсь, что не было ни одного прокола или пробоя. Да и вообще, мой велик, надежный и проверенный друг, получив перед стартом всё что хотел – новые колеса-резину и свежую ходовую, отблагодарил сполна. За десять дней коню своему только трижды смазал цепь, и всё. А уж досталось ему на последней тысяче изрядно.
До двенадцати проехал сладкую парочку Маркс-Энгельс. Уже не первый раз отметил раздолье, наблюдаемое в широких улицах и дорогах заволжских городов. Пахло свободой, удаленностью от центра – а ведь и в самом деле, граница с Казахстаном всё ближе и ближе. На дорогах тоже свобода – в основном, нечастые дагестанские фуры с арбузами, ну или местные с прицепами. Населенных пунктов нет, только редкие бахчевники у дороги. Едется не особо легко, сказывается легкий недосып. До следующего КП в Палласовке километров двести с гаком. Часа в три немного отдохнул и пересидел самую жару со сладкой дынькой.
Кручу в едва заметный тягун, а он все не прекращается. Голова пустая, от жары и разбитой дороги одно утомление. Думаю, чем же себя порадовать, и тут в памяти всплывает любимый альбом Пинк Флойд 75 года.. Наверное, часа два-три воссоздавал его по кругу, зная назубок и смакуя каждый звук, тембр, пассаж. Давно его не слушал.. Потом и другие альбомы пошли..
Так и проехал почти незаметно всю пустынную часть, въехал в Волгоградскую область, а дороги-то совсем и не изменились. К сумеркам добрался до кафе, даже глазам не поверил. Казахстан в двадцати километрах, сети нет, только роуминг. Поел пару мясных блюд, умылся, воды набрал, переоделся. Две работницы вышли, расспрашивают, как же я поеду в ночь, а если волки, у нас тут они есть.
Мда.. Вот зачем такое говорить, лучше б я спокойно в неведении покатил. Ну что ж, буду их стробом слепить и последнюю передачу изо всех сил раскручивать, других методов нет) Так что педали подо мной летали в ночи, и даже с тепловозиком, тянущим поезд в Астрахань, мы шли почти вровень. Хорошая у него фара.
За полночь, из черной глубины я приближаюсь к огням самого ожидаемого КП. Все закрыто, лишь в самом центре единственный круглосуточный магазин через окошко в двери выдал мне несколько сникерсов и минералку. Только засунул приобретения в сумку, подъезжает резвый жигуль, ошарашенная молодежь с возгласами начинает выходить, но я уже метрах в двадцати. Позже, уже за селением догнали и проехались вместе со мной, с интересом расспрашивая и рассматривая, пожелали прийти на финиш первым, потом развернулись обратно. А я, увидев гостиницу, решил заскочить узнать обстановку. Но там все было забито, в двухместный за полторы штуки как-то не тянуло, у меня вон в ста метрах отсюда возле посадки люкс бесплатно дожидается. Там и остановился.
334 км, Горино-Энгельс-Палласовка
День девятый
Теплое спокойное тихое утро в степи, сегодня воскресенье. Трогаюсь в 6-43, через час мой смарт садится, все аккумы пустые, значит писать трек больше не придется. Впрочем, основной маршрут записан, впереди останется знакомая по 2011 году дорога от Волжского до Астрахани. Начинает припекать, справа за чахлыми посадками виднеются бахчи. В тени остановки съедаю небольшой арбуз, спустя несколько часов - несколько дынек. К полудню проезжаю поворот на Николаевск, это значит что 3000 км пройдено за 198 часов. Жара, я уже перестал периодически вставать для скачки стоя, продолжаю сидеть-лежать на автопилоте с полуприкрытыми глазами, выбирая траекторию и фиксируя свои ощущения – все тело трясет, кидает, ни секунды расслабления, как будто в стиралку кинули суток на трое.
Начинаю подыскивать кафе для обеда и зарядки, но пока подходящего нет – все какие-то пыльные сараи с невиданными ценами. Наконец возле АЗС из 90-х вижу опрятный домик. Под окном поставил велик, зарядки в розетки, заказ сделан, умылся на улице с крана, возвращаюсь, а там уже человек 6 водил-дагестанцев сидят ждут заказы. Это твой велосипед? Ты куда едешь? А откуда? А сколько заплатят? А как проверяют? А это айфон? А сколько вас? Ну и т.д. Ел и отвечал, а они обсуждали на своем наречии. Один водитель выразил наверняка разделяемое всеми мнение - зачем себя так мучить десять дней, еще и за свои деньги.
К вечеру доехал до Волжского, улицы которого показались еще шире прежних городов. Зашел в Магнит, купил пряников и сгущенки для резерва. Выехал за город, спустилась ночь, включил фонари, покатил по хорошему асфальту. Предполагал ехать всю ночь, но видимо мотивации не хватило. Прилег на часок на остановке в Ленинске, чтобы дать отдохнуть глазам, опять поехал. Началась Астраханская область, потом еще раз посидел, опустошенный, с минералкой в Знаменске. Тяжко.. За Капустиным Яром, отъехав с километр от последних строений, улегся в степи, выбирая в час ночи место без колючек для своей последней ночевки.
346 км, Палласовка-Николаевск-Волжский-Капустин Яр
День десятый
Встал в предрассветных сумерках, часа через два позавтракал в кафе перед Ахтубинском. Настроение не очень – сегодня ветер встречный. Хочется разогнаться, чтобы скорее докрутить до финиша и по возможности не застать ночь, но и сил нет, и ветер мешает. Сгущенка пошла в дело вслед за гуараной. Голая степь под солнцем целый день. В обед присел под чахлым деревцем с купленным арбузом, на иссушенной земле только колючки, травы нет.
Часам к четырем природа начинает меняться – появляется растительность, зелень радует глаз, а вслед за ней синяя гладь Ахтубы зовет остудиться. Но не хочу расслабляться, это лишь потеря времени, все равно усталость скоро опять накатит, слишком много ее скопилось. Проезжаю село Кочковатка, название которому наверняка дали из-за соответствующей дороги. Пошли холмики друг за другом, рельеф оживляет монотонный пейзаж. В Харабали увидел чайхану «Ташкент», как раз самое время для запоздалого обеда. Большой и добрый узбек на мою просьбу попить чего-нить холодненького сразу же выдал из-за спины с холодильника литровую бутылку зеленого чая, и затем насоветовал самых сытных блюд, которые я долго поглощал под псай-транс и прочий не мейнстрим со спутникового ТВ. Все блюда не осилил, завернул оставшиеся куски мяса в лепешку, взял с собой. Порадовала меня чайхана, заодно там наумывался вдоволь после дневной жары.
Холодный зеленый чай так хорошо пошел, что чуть позже в сельском магазинчике взял еще двухлитровую бутылку. Ехать стало повеселее, и рельефный профиль дорог Харабалинского района поглощался мною на ура. В одном месте остановился на санитарную паузу и отбежал подальше от дороги. Оказывается, огромные пауки здесь правят бал, размером с ладонь без пальцев, цветастые, с огромным брюхом, аж не по себе стало. Обратно шел уже осторожно, посматривая под ноги, вспомнив про всякую иную степную нечисть – тарантулов, скорпионов и каракуртов.
Проехал мимо поворота на Сарай-Бату – столицу Золотой Орды, более-менее накатистый асфальт заменился на свежеуложенный крупнозернистый, по нему и въехал в темноту. Глотнул последнюю гуарану чтобы не уснуть перед финишем, и начался ночной отсчет.
Впереди много огней, они заполняют почти весь горизонт, наверное это Астрахань, ура, скоро финиш! Но как же долго до них приходится ехать.. А когда почти доехал, пришлось сворачивать направо вслед за шоссе, до моей цели еще километров пятьдесят. Как хочется спать, или хотя бы просто лечь, лежать, лежать, не думая о времени и не считая минут. Последние часы самые тяжелые, сил нет ни на что, кручу по инерции. Начинаю с собой разговаривать, умственных усилий хватает только на составление трехсложных фраз. Пытаюсь импровизировать с доводами, почему сейчас надо ехать а не остановиться и отдохнуть. Это дело увлекает, вернее отвлекает от вглядывания в бледное пятно на дороге. Проезжаю мост, от реки идет тепло. Указатель подсказывает что осталось тридцать км, для меня это на два часа, но все же пытаюсь чуть разогнаться в тумане, который обдает холодом. Дорогу эту уже хорошо помню, она идет вдоль железки, а с другой стороны высокий камыш, ну же, ну, еще чуть-чуть, вон уже вдалеке видна эстакада, вся в огнях. Где-то возле нее все закончится, еще чуть-чуть. Туман рассеивается, становится теплее, приближающиеся огни напоминают о существующей цивилизации. Под фонарями выключаю фару, посматриваю на подсевший после зарядки в Харабали смарт, где-же, когда-же.. Внизу стучат вагоны, я разгоняюсь на отличном асфальте. Стоп! Да ведь это невидимое в ночи пересечение с железкой и было финишем! Железнодорожные литавры приветствовали меня после такого длинного пути. По тормозам, отправляю смс, отминусовав пару минут. Всё! Я закончил! Опять начинаю разговаривать с собой, Вадим ты молодец, ты доехал, сделал задуманное. Заодно ищу подходящие кусты, в которые можно было бы упасть прямо сейчас. Пять минут, и место найдено, с дороги не видно, и поверхность ровная. Всё, спать. ура-ура-ура, фууууууух…
335 км, Капустин Яр0Харабали-Астрахань
Утром неспешно доехал на автовокзал, купил билет на рейс через четыре часа, спросил про душ, послали на ж/д, там за 90 р. вдоволь накупался, в киоске взяли на зарядку все мои гаджеты, в Магните-Окее купил тапки и кефир-ватрушки, и вскоре уехал в Ростов.
А ехалось все десять дней в самом деле легко, ведь Удача, прилетевшая благодаря многочисленным пожеланиям друзей и просто хороших людей, была рядом и смотрела сверху с улыбкой.
Нет комментариев.